Мозговедение
метод замещающего онтогенеза
Уникальность метода замещающего онтогенеза, заключается в универсальности применения при различной патологии психологического развития у детей.

Единственным условием успешности применения метода, является строгая последовательность в выполнении упражнений, так как метод основан на возрастной периодизации психических процессов начиная с внутриутробного периода и заканчивая подростковым периодом.

Головной мозг человека состоит из трех основных блоков, каждый из которых формируется на разных возрастных этапах развития.

I. Энергетический – формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса и бодрствования.

II. Блок получения, переработки и хранения информации –формируется от 3 до 7-8 лет, отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности.

III. Блок программирования, регуляции и контроля – формируется от 7-8 до 12-15 лет, включает в себя лобные доли головного мозга, отвечает за целесообразность поведения в целом. Полное созревание лобных долей происходит до 20-21 лет.

Формирование мозга похоже на строительство дома.

Мозг, как и любая система, состоит из частей, которые взаимодействуют друг с другом. Т.е. если части нормально развиты и связи между этими частями правильно организованы, то система будет работать нормально. Если какая-либо часть недостаточно развита или между частями не налажены связи, то соответственно похоже на дом в котором есть комнаты, но забыли сделать двери между ними, комнат много, а зайти в них не получается, или нет окон и свет не провели...

Созревание мозга – процесс длительный и неравномерный. Очень коротко о том как это происходит…

1 Блок – фундамент дома. Блок –Хочу. Закладывается во время беременности, родов и 1-го года жизни ребенка. Все, что происходит с мамой во время беременности (психотравмы, болезни, принимаемые лекарства), откладывает свой отпечаток на «фундамент» и это будет либо хороший устойчивый фундамент, либо в нем появятся дыры.

1 Блок мозга участвует в: - организации внимания,- памяти,- регуляции эмоциональных (страх, боль, удовольствие, гнев) и мотивационных состояний.

Признаки нарушений в развитии 1-го блока мозга:
- истощаемость, утомляемость, вялость;
-эмоциональная неуравновешенность;
- это дети невротики, т.к. реагируют на любой стимул окружающего мира ,
- аллергии в самых разнообразных проявлениях;
- повышенная частота заболеваний,
- гипо- или гипертонус;
-Дети пишут «как курица лапой»,
- долго не могут научиться завязывать шнурки.
– двигательная неловкость;
- синкинезии (движения, присоединяющиеся к основным
– движения языком во время письма);
- вычурные позы;
-дизартрии, дисграфии;
- сужение полей зрения;
-слабая (или полное отсутствие) конвергенция глаз.

2 Блок – стены дома. Блок-Могу. На этом фундаменте дальше будут строится стены. На «дырявом» фундаменте они будут плыть, проседать, выпирать. 2-ой блок формируется от 1 до 7 лет.

Все, чему родители и учителя учат ребенка в этом возрасте, это по сути «укрепление» стен.

А если они уже деформированы? Ребенок с удовольствием делает то, что получается и родители еще и стараются поддерживать это, развивать еще больше и тогда идет еще большая деформация. Признаки несформированности 2-го блока:
-бедность, однотипность движений тела в пространстве, их недостаточная дифференцированная координация, неловкость;
- несформированность сенсомоторных координаций;
-несформированность пространственных представлений.

3 Блок – крыша дома. Блок-Надо. Формирование заканчивается к концу пубертатного периода, а по последним исследованиям - к 21 году.

В него входят префронтальные, лобные отделы головного мозга. Функции :
- программирование,
- целеполагание,
-контроль за протеканием собственной деятельности.

Признаки недостаточной сформированности 3 Блока мозга
- ПЕРВОЕ что говорят о таких детях - их совершенно нельзя ничем увлечь, они безразличны ко всякого рода деятельности.
- ВТОРОЕ - они «пересчитывают всех ворон за окном». На языке нейропсихологии такое поведение называется полевым.
- Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул, который появляется в поле их зрения.
-У этих детей наблюдается тенденция к упрощению любой программы.
- Они не могут решать смысловых задач.
- В письме - это пропуски букв и недописывание слов, не доделывание упражнений.
- У этих детей крайне бедная речь.

Психические функции не даны ребенку от рождения, они преодолевают длинный путь, начиная с внутриутробного периода и формируются в течении жизни. Поэтому в наших силах объем развития той или иной функции. На примере вестибулярного ощущения. Кто-то довольствуется только прямохождением, а кто-то развивает максимально эту функцию и становится акробатом .Так у можно развить любую психическую функцию.

Как нарушения младенческого возраста сказываются на

учебной деятельности? Слагаемых успешного обучения множество. Ребенок может хорошо владеть чтением, счетом, письмом, но, придя в первый класс, может выясниться, что он испытывает трудности в учебе: не достаточно хорошо запоминает, невнимателен, быстро устает, торопится, не умеет себя перепроверить, испытывает трудности в обобщении, быстром осмыслении материала или не усваивает его на уроке, в то время как дома, в спокойной обстановке, все быстро схватывает.

Начальный период обучения в школе, как лакмус выявляет скрытые ранее дефекты. Трудности, возникающие у детей в процессе школьного обучения, без специальной коррекции могут перерасти в хроническую неуспеваемость.

Следует обратить внимание на ребенка, если у него:
- проблемы с памятью;
- снижение внимания при выполнении задания;
-проблемы с усвоением учебного материала;
- зеркальное письмо(пишет буквы наоборот);
- нет чёткого понимания пространственных представлений («лево – право»);
- плохая координация, неуклюжесть;
- излишняя активность либо медлительность;
- плохо развита мелкая моторика рук (ребенок плохо рисует, пишет);
- леворукость;
- тики, заикание, навязчивые движения;
- отмечаются движения языком или другими частями тела, когда он рисует или пишет;
- быстро наступает усталость;
-желание заниматься в основном только тем, что интересно;
- частые головные боли;
- частый плач, проблемы со сном, аппетитом;
-проблемы в поведении, в отношении со сверстниками.

По результатам нейропсихологической диагностики рекомендуется прохождение Когнитивного тренинга – это работа со всеми 3-я блоками мозга.

На занятиях идет поэтапное проживание каждой фазы развития, стимулирование всех зон головного мозга.